Это продолжение статьи о легендарном режиссёре Стэнли Кубрике, и если вы не читали Первую часть, то мы крайне рекомендуем вам это сделать.
Ікони кінематографа: Стенлі Кубрик — частина Друга
Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу:

После этого, Стэнли взялся за экранизацию романа Питера Джорджа «Красная Тревога». Картина под названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», стал одной из самых известных антивоенных сатир и самым необычным фильмом Кубрика, сплошь пропитанным сарказмом и абсурдом.
Изначально серьёзная история о том, как удалось избежать абсолютно случайной атомной войны, превратился в спектакль абсурда в руках Кубрика, сделав фильм одной из первых чёрных комедий в мире.
сцена из фильма
Спешу напомнить, что для 1964 года, когда холодная война была в самом разгаре, было крайне необдуманно шутить над атомной войной и геополитикой, но Кубрику удалось не только реализовать задуманное, но и сделать свой фильм культовым сразу после выхода, не говоря уже о его статусе в наше время.


Главной сюжетной канвой фильма было высмеивание идеальной, как считалось в то время в американском обществе, военной политики США и демонстрация полной абсурдности глобальных политических игр и гонки за доминирование на планете, которая продолжается и сейчас, ведь, сколько существуют империи, столько будет жить и желание завоёвывать и подчинять. Людям свойственна страсть к разрушению и власти.
Космическая одиссея 2001(2001: A Space Oddysey):

Следующая картина Кубрика, наверное, самая его серьёзная и культовая — и это «Космическая Одиссея 2001». Это тот беспрецедентный случай, когда Стэнли не экранизировал чей-то роман, а собственноручно создал сценарий в паре с фантастом Артуром Кларком, который вместе с Айзеком Азимовым и Робертом Хайнлайном является членом «большой тройки» фантастов, которые оказали ключевое влияние на sci-fi, жанр научной фантастики в середине 20-го века. Множество космических саг, среди которых «Звёздные Войны» или «Стартрек» созданы под влиянием творчества этих авторов.
Естественно, сотрудничество с таким литературным метром не могло знаменовать ничего другого, кроме успеха. Так и произошло.
трейлер к фильму

Фильм известен благодаря абсолютно революционному на то время подходу к съёмке, использованию новых технологий и впечатляющей съёмке космического пространства. Джордж Лукас, автор «Звёздных Войн» под влиянием «Космической Одиссеи 2001», будучи фанатом творчества Кубрика, использовал, среди прочего, те же эффекты для первого эпизода своей саги.
В этом, культовом для всего жанра, фильме, речь идёт о связи людей с загадочными чёрными монолитами, которые происходили в разные этапы развития человечества. Первый контакт с монолитом произошёл на заре развития цивилизации, на Земле. Второй – во время экспедиции на луну, и тогда стало ясно, что этот монолит излучает мощный заряд энергии по направлению к Юпитеру. Было решено запустить туда экспедицию, которая состояла из группы астронавтов и искусственного бортового интеллекта HAL9000, который имел полный контроль над управлением корабля.

В ходе экспедиции, экипаж стал заложниками и жертвами воли искусственного интеллекта. Больше рассказывать нет смысла, ведь фильм полностью стоит того, чтобы посмотреть его самостоятельно.
HAL оставляет главного героя умирать в открытом космосе
Тема противостояния человеческого интеллекта с искусственным, столкнувшись с наличием сознания у последнего, будет ещё десятки раз всплывать во многих видных картинах жанра научной фантастики, который остаётся крайне популярным и в наше время. Но Кубрик, как обычно, был, в определённом смысле, первопроходцем, заложив основы, которых придерживаются, и по сей день.

По разнообразным версиям кинокритиков, фильм признан лучшей картиной в жанре sci-fi за всю историю кинематографа. Фильм получил Оскар в номинации «Лучшие визуальные эффекты» и множество других престижных наград.


В этом фильме активно проявился следующий фирменный приём режиссёра – использование классической музыки в сочетании с поп-музыкой, музыкальное сопровождение фильмов Стэнли является одним из наиболее известных его достоинств, наряду со многими другими.

А замысловатый и крайне неоднозначный конец «Одиссеи» до сих пор порождает споры критиков. После этого фильма Кубрик больше никогда в жизни не решался так сильно экспериментировать с визуальными формами, спецэффектами и психологической составляющей своих картин.

Заводной Апельсин (Clockwork Orange):
Следующего фильма Кубрика пришлось ждать без малого 7 лет. И ожидание не прошло даром, потому что на выходе публика получила очередной культовый фильм, который засмотрен до дыр миллионами представителей разных поколений, и который остаётся популярным и сегодня. Одна из лучших мировых антиутопий «Заводной Апельсин». Фильм базируется на одноимённом романе Энтони Бэрджесса, который был опубликован десятью годами ранее.

Сюжет происходит в альтернативной версии футуристической Британии, которая имеет диктаторский и авторитарный строй. Центральный персонаж – Алекс деЛардж , молодой человек, который вместе со своей бандой в основном занимается «ультранасилием», получая истинное наслаждение от грабежей, убийств и изнасилований. Единственная человеческая черта, присущая Алексу – любовь к классической музыке, благодаря которой, Кубрик в очередной раз смог полностью раскрыть свой потенциал, подобрав для фильма изумительное музыкальное сопровождение. Каждая сцена зверского насилия «приправлена» классической музыки, что создаёт странный и необычный диссонанс между прекрасным и отвратительным.

одна из самых известных сцен фильма
После очередного зверского убийства, Алекс попадает в тюрьму, где на нём испытывается рекламируемый партийный способ реабилитации, именуемый «техника Людовико», при помощи которой он, якобы, должен лишиться тяги к насилию. Состоит она в терапии при помощи отвращения, крайне жестокого и внушительного процесса, в итоге, методика, подавив всё живое в Алексе, сделав его овощеподобным, действительно чудодейственно «излечивает его», отобрав, ко всему прочему, единственную отдушину, связывающую его с чем-то человеческим – любовь к классической музыке.


В оригинальном сценарии, изложенном в романе, история имеет хороший конец, Алекс находит упокоение и к нему приходит здравый смысл, всё, в общем, хорошо, но Кубрик здесь явно не причём, потому что в его версиях никогда не бывает «заказных» концовок.
Второстепенная сюжетная линия в фильме состоит в демонстрации «прелестей» системы, на смену которой приходит, якобы лучшая и более свободная, оказываясь на деле точно той же авторитарной партией, заменив слоганы, но оставив методы.
Здесь прослеживается пересечение с левыми и правыми силами, а изначальное общество очень напоминает советское, даже выдуманный язык, на котором общаются герои, именуемый «надсат» — это смесь английского и русского языков с добавлением диалекта кокни.
Фильм породил огромные общественные волнения, которые лишь усилились после того, как в Британии произошла волна подобных жестоких преступлений, которые совершались людьми в идентичной одежде, в которой ходили герои «Заводного Апельсина».


Кубрик начал получать угрозы расправы с ним и его семьёй, под их влиянием он добился того, что его фильм изъяли из проката и запретили в Британии, но он всё ещё спокойно распространялся в материковой Европе. В Объединённом Королевстве «Заводной Апельсин» был запрещён вплоть до 2000 года, его показали только лишь после смерти Кубрика, который покинул мир в 1999 году.
Главной социальной проблематикой фильма является вопрос определения значения «добра», которое описывалось при помощи сатиры и дуальной ситуации в отношении использования жестокой психологической терапии «во благо», для излечения не менее жестокого и бесчеловечного человека. Скрытый смысл состоял в том, что тоталитарные государства разрабатывают и вводят куда более мощное оружие, способное контролировать население – психологический контроль. Эта тема поднимается во многих антиутопиях, являясь сердцем сюжета.
К примеру, культовая книга «1984» Джоджа Оруэлла или «О, дивный новый мир!» Хаксли тоже построены вокруг технологий психологического контроля со стороны мирового правительства.
Картина имеет огромное влияние на современную культуру, отразившись в творчестве таких музыкальных коллективов, как Led Zeppelin, My Chemical Romance, Blur, Radiohead и огромного множества других.


сцена из фильма
Фильм был номинирован на самые престижные мировые премии, но не взял ни одной награды, причины этому факту столь очевидны, что вы, без сомнения, придёте к ним без нашего вмешательства.
Сияние (The Shining):
Следующим фильмом, которому мы посвятили своё внимание, стало «Сияние». Если и есть люди, которые не смотрели или не слышали об этом фильме, то в век интернета, наверняка найдётся совсем немного тех, кто не видел самую популярную сцену, ставшую базой для миллиарда мемов.
А вот и Джонни!
Этот фильм основан на книге известного мастера хоррора Стивена Кинга, с одноимённым названием. Главный персонаж, которого сыграл легендарный и чрезвычайно харизматичный Джек Николсон, это Джек Торранс, писатель, у которого проблемы с деньгами, в виду чего он соглашается вместе со своей семьёй стать смотрителем гостиницы «Оверлук», куда он отправляется вместе со своей семьёй. Особенность этого курортного отеля состоит в том, что зимой, из-за сильных метелей, она оказывается полностью отрезанная от внешнего мира.

Сын Джека, Дэнни, обладает даром, он видит потусторонних существ, и называет этот дар «Сиянием». Он обнаруживает, что весь отель населён призраками, когда-то бывших жильцов, а сама гостиница построена на месте бывшего индейского кладбища, и там, мягко говоря, происходят крайне не классные вещи. Но ещё большим открытием для него стало то, что его отец постепенно, но крайне быстро, сходит с ума.
Поиграй с нами, Дэнни
Фильм насыщен множеством эффектных картин и сцен насилия, которые стали культовыми и множество раз их пытались спародировать сотни киноделов. Кубрик так тщательно требовал от актёров именно той картинки, которую он представлял, что порой им приходилось делать без преувеличения, сотни дублей, пока режиссёр, в конце концов, не оставался доволен.


И это дало свои результаты. Фильм признан одним из лучших в жанре ужасов, его ставят на один пьедестал с такими легендами жанра, как «Психо» Хичкока и «Изгоняющий Дьявола» Фридкина.
Безусловно, этот фильм – один из самых популярных и цитируемых за всю карьеру Кубрика, которому, каким-то образом удалось стать эпохальным режиссёром в абсолютно разных жанрах.
Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket):

Одним из последних картин, созданных Кубриком стала «Цельнометаллическая оболочка». В нём он полностью отошёл от жанра хоррор, экранизировав военную драму Густава Хасфорда, которая повествовала о войне во Вьетнаме.
Диалог из фильма (нецензурная лексика)

Сюжет разворачивается вокруг тренировочного центра морпехов, в котором харизматичный и жёсткий сержант Хартман тренирует новобранцев, для того, чтобы сделать из них бойцов. Один из главных героев – рядовой Лоренс, подвергается постоянным издёвкам со стороны сержанта из-за своего избыточного веса, Хартман провал его «Гомер Куча», постепенно, парень сходит с ума, и здесь происходит драматическая кульминация фильма.
Вторая половина переносит зрителя во Вьетнам, где один из героев предыдущей половины служит военным журналистом. Непоследовательные и резкие смены частей всегда были характерны для Кубрика. Фильм подвергся серьёзной конкуренции со стороны кассовых титанов того года, таких как «Взвод» Оливера Стоуна и «Перевал разбитых сердец», снятый легендарным ковбоем Клинтом Иствудом.

Несмотря на это, фильм завоёвывает широкую аудиторию, и как это обычно происходит с фильмами Кубрика, становится культовым, набирая популярность спустя годы.
Тема абсурдности войны проходит красной нитью сквозь всю карьеру Кубрика, и этот фильм является, в некоторой мере, апогеем его ненависти к войне.
Окончание карьеры и смерть
После этого Кубрику было суждено снять ещё один фильм, под названием «С широко открытыми глазами», ставший необычным для него примером семейной, но от того, не менее мрачной, драмы.
Кубрик умер на 71-м году в жизни, в своём доме во время сна. Он оставил после себя множество нереализованных проектов, материал для которых копил всю свою жизнь, дожидаясь «того момента», который, увы, не настал.
