Вопрос развития культуры в Украине – больная, кровоточащая рана, которая никак не заживёт вот уже 24 года с момента обретения независимости от принудительно-братского режима. В наследие от Советского Союза нам осталось множество профессиональных именитых актёров, несколько приличных профильных образовательных заведений и, пожалуй, ощущение безысходности.

Если в театральном и музыкальном ремесле есть определённое развитие, которое позволяет сказать, что эти виды искусства все ещё живы, ежедневно борясь за своё существование, то ситуация в киноиндустрии скорее похожа на дедовы боевые истории. Вроде интересные и захватывающие, но слышал ты их уже с десяток раз, и случились они, бог знает когда. Да и сам рассказчик – старый усталый мужчина, которого лишь ностальгический огонь в глазах связывает с теми временами.

Вот и наше кино может похвастаться только лишь своим советским прошлым. Во многом тому виною выступают гроши, из года в год выделяющиеся на культуру, устаревший подход к ремеслу и, как следствие, полная потеря мотивации у людей, которые должны были бы превратить кино в Украине из призрака прошлого в символ настоящего.

Ещё одна причина, по которой киноиндустрия не может вылезти из своей могильной ямы – слабый интерес зрителя к отечественной продукции. Серьёзно, ведь за последние несколько лет действительно предпринимались неплохие попытки сделать что-то в Украине и сделать это хорошо, и каждый раз, читая синопсис к очередному украинскому фильму, ты думаешь: «Он всё равно провалится в прокате. Люди пойдут на тупую ржаку или картину с известными мировыми именами, или очередной боевик со Стетхэмом. В общем, они скорее вообще в кино не пойдут, чем сходят на украинское».

сюжет в фильме племя

И, читая циферки в графе «бюджет» и «кассовые сборы», ты понимаешь, что в очередной раз всё случилось именно так. Ведь пока производство не будет окупаться за счёт интереса со стороны зрителя, а не топорного продакт плейсмента или просто безвозвратных денег, которые выделили из Министерства, чтобы отчитаться в конце года и не вылететь с работы, то ожидать, что хорошие картины станут в этой стране обычным делом, не приходится.

Но, тем не менее, к счастью, всё равно находятся люди, которые хотят и, главное, могут снимать хорошее кино. Именно о таких людях и их картинах и пойдёт речь. За последние несколько лет в Украине было снято, наверное, больше качественного кино, чем за всю её прошлую историю, и многое из него получило признание не только среди местных ценителей и ограниченного количества публики, готовой приобщиться к национальной интеллектуальной культуре, но и на многих известных мировых фестивалях и зарубежных залах.

фильм "Племя"

Одним из таких фильмов стала картина «Племя» режиссёра Мирослава Слабошпицкого. Мирослав начал свой путь в кино, выйдя из застенков чуть ли не единственной украинской кино-кузни, университета имени Карпенко-Карого. После этого он какое-то время работал в киностудии имени Довженко, в 2000-м году стал членом Национального союза кинематографистов Украины, а уже в 2002, как и многие украинские кинодеятели, выехал работать в Россию.

За свою карьеру режиссёра, Мирослав снял 6 короткометражных фильмов, и практически каждый из них был удостоен наград мировых фестивалей или, по крайней мере, находился в их шорт-листе.

Его картины были презентованы на Берлинале, Международном фестивале в Локарно, в Каннах и других фестивалях категории А.

«Племя» — это дебютная полнометражная работа Мирослава. И если теория «первый блин – комом» и работает, то явно не в этом случае, так как фильм получил 3 из 4 наград на «Неделе критики» Каннского кинофестиваля, став единственным фильмом за всю 53-летнюю историю этого мероприятия, который удостоился такого количества наград.

Myroslav Slaboshpytskiy  (EUROPEAN DISCOVERY – Prix FIPRESCI)
27th European Film Awards at the Latvian National Opera and After Show Party in the Riga Latvian Society House in Riga am 13.12.2014
Agency People Image (c.) Michael Tinnefeld

Это драма, вышедшая в 2014 году, основой сюжета является жизнь подростков в интернате для глухонемых, их личностные отношения и взаимодействие с внешним миром. Все актёры картины – непрофессионалы, это настоящие глухонемые, и они пользуются в фильме исключительно языком жестов, который к тому же никак не озвучен и не переведён в качестве субтитров.

кадры из картины "Племя"

В фильме режиссёр отказался от использования закадровой музыки и какой-либо озвучки вообще, и в том числе, поэтому фильм вышел действительно насыщенным и атмосферным. Зритель вряд ли может отвлечься «залипнув» в телефоне или мысленно оценивая, сколько попкорна осталось в ведёрке и когда стоит выйти за следующим, потому что рискует полностью упустить нить повествования.

Естественно, фильм с такой амбициозной задумкой должен удерживать внимание исключительно с помощью удачной сценарной работы, сильного сюжета и глубокой эмоциональности, что, по моему мнению, полностью удалось.

украинское кино "Племя"

В Украине фильм был воспринят неоднозначно. Ему приписывали чрезмерное обилие необоснованных сексуальных сцен, называя это следствием личных комплексов автора, члены «Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали» выразили своё глубокое неудовлетворение после окончания премьеры, но это никак не помешало фильму стать номинантом на Оскар от Украины, получить все вышеперечисленные награды и быть рекомендованным одним из самых авторитетных мировых изданий Rolling Stone, как фильм «обязательный к просмотру», после чего он вышел в малый прокат в США.

украинское кино "Племя" кадр

В общем, вы можете сами рассудить, что к чему, а ещё лучше, после того, как вы посмотрите эту кинокартину сами.

Именно желанием привить у нашего зрителя интерес к украинскому кино объясняется то, что в нашей статье вы не увидите ни строчки о сюжете и мнение автора. Никто кроме вас не оценит фильм вашими глазами, так ведь?

Иногда просто сходив в кинотеатр, вы уже делаете полезное дело. И приближаете тот момент, когда отвратительные картонные сериалы на ТВ заменит хорошее и, главное, украинское кино.